John07 @ groove.ru / дневник

Зарегистрированный участник № 5528

Последние 10 комментариев:
xpelqp 2008-10-02 06:31:42

Все записи

John07Пятница, 25/01/2008 11:56
Танец - древняя форма магии

Танец - древняя форма магии. Танцор вовлекается в бытие и обретает сверх-нормальные силы. Его личность в танце изменена. Как и йога, танец вызывает транс, экстаз, провидческий опыт, раскрытие внутренней сущности человека, и, в конце концов, слияние с Божеством. По этой причине в Индии танец развивался бок о бок с суровой аскезой, дыхательными практиками, полным погружением в себя. Что бы работать с магией, что бы накладывать заклятия на других, нужно сначала овладеть собой. И это делается танцем, так же как и молитвой, постом и медитацией.

Шива, таким образом, величайший Йогин среди богов, также и господин танца.

Танец - акт творения. Он создает вокруг новую обстановку и вызывает в танцоре новую и более высокую индивидуальность. Танец имеет космогоническое значение, когда он будит дремлющие энергии, которые могут изменять форму мира. На глобальном уровне Шива является Космическим Танцором. В его танцевальных действиях (манифестациях) Нритья-Мурти (Nritya-Murti) он воплощается сам в себя и в то же время являет Вечную Энергию. Силы, собранные и проявленные в его яростном, вечно длящемся круговом танце - это силы развития, сохранения и гибели мира. Вселенная и все существа - следствие вечного Танца.

Шива-Натараджа представлен в прекрасных сериях Южно-индийских бронзовых скульптур, датируемых с X по XII века нашей эры. Особенности этих изображений должны быть поняты в соответствии с Индуистской традицией, в терминах сложной изобразительной аллегории. Правая верхняя рука держит маленький барабан в форме песочных часов, для отбивания ритма. Это ассоциируется со Звуком, механизмом речи, потоком откровения, традицией, заклинательной магией и пророческими словами. Более того, Звук ассоциируется в Индии с Эфиром, первым из пяти элементов. Эфир - первое и наиболее тонко распространяющееся выделение Вселенной, остальных элементов, Воздуха, Огня, Воды и Земли. Поэтому вместе Звук и Эфир означают первый, несущий истину момент сотворения, созидающий энергию Абсолюта, в её первозданной миросозидающей силе.

Противоположная рука, верхняя левая, в полулунном положении Архакандра-Мудра (Ardhacandra-Mudra), держит на ладони язычок пламени. Огонь - элемент разрушения мира. В конце Кали-Юги Огонь уничтожит тело сотворения, что бы самому быть погашенным океаном пустоты. Здесь, далее, в равновесии рук, проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца. Звук против Пламени. И поле титанической борьбы - Основа Мироздания, сияющая и ужасающая в танце Господа.

Отрицающий страх жест Абхайя-Мудра (Abhaya-Mudra), дающий мир и защиту, показан второй правой рукой, тогда как оставшаяся левая вытянута поперек груди, показывая вниз на поднятую левую ногу. Эта нога означает Освобождение, и является отказом и спасением от последователей. Это знак поклонения для достижения единства с Абсолютом. Рука, показывающая на неё, находится в позе, имитирующей протянутый хобот, или "руку" слона Гаджа-Хаста-Мудра (Gaja-Hasta-Mudra), напоминающая нам о Ганеше, сыне Шивы, Устранителе Препятствий.

Божество представлено танцующим на распростертом теле демона. Это Апасмара Пуруша (Apasmara Purusha), Человек или Демон (Purusha), называемый Невнимательность, или Безрассудство (Apasmara). Это символ жизненной слепоты, человеческого невежества. В этом танце - освобождение от пут Мира.

Кольцо пламени и света Прабха-Мандала (Prabha-Mandala) исходит и окружает бога. Это должно означать жизненные процессы Вселенной и существ в ней, танец Мира движимый танцем бога в нем. Вместе с тем это должно означать силу Мудрости, свет знания Истины, продолжающей танцевать, исходящей из персонифицированного Целого. Кроме того, еще одно аллегорическое значение есть у венчиков пламени: это символы священного слога АУМ или ОМ. Эта мантра, берущая начало в священном языке Ведических гимнов и заклинаний понимается как выражение и утверждение полноты творения:
А - состояние пробуждающегося сознания, вместе с его миром грубого опыта.
У - состояние грезящего сознания с его опытом тонких форм наваждений.
М - состояние сна без сновидения, естественное состояние безмятежного, неразделенного сознания, в котором любой опыт растворен в блаженном не-опыте, масса возможного сознания.

Тишина, следующая за произношением А, У и М является крайним не-проявлением (un-manifest), в котором лучшее сверхсознание полностью отражается и измеряется чистым, трансцендентальным существом Божественной Реальности - Брахман переживается как Атман, Самость. АУМ, таким образом, вместе с последующей тишиной, является звуком-символом целого сознания-бытия, и в то же время проявление его воли.

Шива как Космический Танцор - воплощение и проявление вечной энергии в его "пяти формах" Панча-Крия (Panca-Kriya).

Сотворение (Stristi) - разливание, или разворачивание.

Сохранение (Sthiti) - продолжение.

Разрушение (Samhara) - уход назад, или поглощение, откат.

Сокрытие (Tiro-Bhava) - сокрытие Истинного Бытия за масками и ширмами призраков, равнодушием, проявлением Майи (Maya).

Инетес (Anugraha) - приятие последователя, награда благого стремления йога, подарок мира.

В трех Шивах в Elephanta Caves мы видим, что два выразительных профиля, представляющих полярность созидающей силы, были уравновешены безмолвной центральной и единственной головой, означающей покой Абсолюта. И мы расшифровали это символическое родство как выражающее парадокс Вечности и Времени: спокойный океан и мчащийся поток, в конечном счете, неотделимы. Нетленная Самость и смертное существо в сущности одно и то же. Этот замечательный урок может быть также прочитан в позе Шивы-Натараджи, где беспрерывное, величественное движение конечностей противопоставлены равновесию головы и неподвижности похожего на маску лица.

Шива есть Кала, "Черный", "Время"; но он также Маха Кала, "Великое время", "Вечность". Его жесты как Натараджи, Короля Танца, дикие и полные грации, создают космические иллюзии. Его летящие руки, ноги и колебания его туловища вызывают - поистине - продолжающееся сотворение-разрушение Вселенной, смерть точно уравновешивает рождение, уничтожение в конце каждого развития. Хореография - вихрь времени. История с её развалинами, взрывы Солнц - мгновения в неустанном танце Шивы, в его жестах. В бронзовых средневековых фигурах - не просто одна единственная фаза движения, но циклический ритм, текущий вперед и вперед в непостоянном, безвозвратном круге Махайуг (Mahayuga), или Великих Эпох, размеченных дыханием и поступью Создателя.

Но лицо остается, тем не менее, в совершенном спокойствии.

Шива - персонификация Абсолюта, в частности в его растворении во Вселенной. Он - воплощение Сверх-Смерти. Его называют Ямантака (Yamantaka), Тот, кто побеждает Яму, бога Смерти. Шива - Маха-Кала, Великое время, Вечность, поглотитель Времени, Веков и Эпох.

Шива, оказывается, - две противоположности: первоначальный аскет и первоначальный танцор. С одной стороны, он есть Полное Спокойствие - внутренний покой поглощенный самим собой, впитанный пустотой Абсолюта, в котором растворяются все различия, и исчезают все напряжения, но с другой стороны, он есть Полная Активность - жизненная сила, безумная, бесцельная и игривая.


Ом намах Шивайя!

Комментарии (1) | Комментировать

Ветвь дискуссии | Уровень выше

000.1(use) + 000.7(db) + 001.2(verify) + 008.0(site_) + 010.0 msec / = 0.007